Наша школа с 2009 года начала подготовку по введению дистанционного образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Накопленный опыт в рамках работы региональной экспериментальной площадки «Создание модели инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы» позволил плавно ввести данное направление.

     В 2009 году в школе был открыт муниципальный ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Для организации дистанционного обучения учителями был сформирован банк проектных заданий, разрабатывались интерактивные тесты, отбирались электронные учебники.

     В 2010 году наше учреждение получило информационно-технологическое оборудование - компьютеры, веб-камеры, микрофоны, колонки, сканеры, принтеры, цифровые фотокамеры и лаборатории, графические планшеты, специализированные программно-технические комплексы для учеников с ограниченными возможностями здоровья, визуальные конструкторы по математике, физике, географии. Данное оборудование было установлено дома у учащихся, в школе в центре дистанционного образования, а также был проведен высокоскоростной Интернет.

Визит министра МО Татаркова Г.Н. в дистанционный центр     С 1 сентября 2010 года в дистанционном режиме обучались 19 учащихся 5-9 классов. В 2011-2012 учебном году начали дистанционное обучение еще 17 обучающихся с 1 по 11 классы. Родители, дети, педагоги прошли специальную подготовку. Для каждого ребёнка создан индивидуальный учебный план, предусматривающий обязательное изучение предмета «Информатика» как базового для дальнейшей профессиональной подготовки.

     Достоинства введения дистанционного образования в практику работы с детьми с ООП:

  1. Увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей детей-инвалидов.
  2. Освоение новых видов учебной деятельности и формирование ИКТ-компетенций.
  3. Экстернат в рамках индивидуально-ориентированной системы обучения.
  4. Экономия времени и средств.
  5. Гибкое расписание.
  6. Работа с группой учащихся или индивидуально.
  7. Проведение уроков по разным предметам в одном помещении.
  8. Повышение эффективности работы образовательного учреждения.

Наблюдается положительная динамика состояния здоровья детей.

За последних 2 года у 3-х детей снята инвалидность, у 5-х - заметно улучшилось состояние здоровья по результатам обследования врачебной комиссии, у 10-ти детей снижено состояние тревожности по результатам психологической диагностики, у 6-ти ребят психологом отмечается повышение мотивации к обучению. Это все результаты большого совместного труда работников медицинских учреждений, родителей, педагогов и психологов.

 

Внедрение дистанционного обучения нисколько не снижает потребность детей в общении со сверстниками, оно просто расширяет возможности для них, сочетая очное и дистанционное обучение. А для многих детей, лишенных возможности посещать школу, открылся новый мир общения посредством уникальной современной техники. Самая же главная победа – победа идеологии, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает доступность образования для всех.

В обычной неинклюзивной школе какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. И нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Уникальный опыт использования 3-х форм обучения в нашей школе поддерживает таких детей в достижении успеха. Это:

  • дистанционная форма, когда ребенок не может посещать школу (8 человек);
  • очно-дистанционная, когда ребенок посещает школу, а во время ухудшения состояния здоровья остается дома и выходит на дистанционные уроки согласно индивидуального расписания (12 человек);
  • очная форма, когда ребенок практически постоянно занимается вместе с остальными детьми в стенах школы (таких детей у нас 15).

Наши педагоги применяют различные технологии на уроке при включении в процесс обучения и общения детей, не зависимо от  формы обучения.  Некоторые из них вы увидите на секции. Полученный опыт конструктивного общения и взаимопонимания – одно из условий успешной социальной адаптации юного члена общества.


 

В декабре 2013 года  работа школы в направлении развития инклюзивного образования была отмечена Калязиной Л.В., министром социального развития Саратовской области.

Благодарственные письма за качественную и ответственную работу получены от  ГБОУ ЦО «Технологии обучения» (Москва, I-школа) и ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

 

Методическая поддержка

  • Инструкция по заходу в электронную почту и на сайт дистанционной школы (rar)
  • Методическое руководство «Начальное обучение базовым навыкам работы со cпециализированным программно-техническим комплексом» (rar)

Полезные ссылки

Материалы выступлений, статей

  • Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями (doc)
  • Дистанционный учитель - это новый тип учителя или шаг к ликвидации учительской профессии? (doc)
  • Инклюзивное образование в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ (doc)
    • Реализация инклюзивного образования в МБОУ «СОШ №12» (doc)
    • Основные понятия и принципы психолого_педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования (doc)
    • Сетевое взаимодействие в рамках социализации детей с ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивной школы. (doc)