Logoped Учитель-логопед МБОУ «СОШ №12» -  Лымарь Елена Геннадьевна

Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Одним из важнейших направлений логопедической службы нашей школы является логопедическое сопровождение детей с ОВЗ.

Работа логопеда ведется с обучающимися общеобразовательного учреждения, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой в работе с детьми с ОВЗ являются индивидуальные занятия, как правило, они проводятся во внеурочное время. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий – 30 минут.

Для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Расписание работы учителя-логопеда

№ урока

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Пятница

 

1 урок

 

 

 

 

 

2 урок

8.55-9.40

Инд.занятие

 

Груп.занятие

Инд.занятие

3 урок

9.50-10.35

 

 

 

 

4 урок

10.55-11.40

 

 

Инд.занятие

Инд.занятие

5 урок

11.50-12.35

Груп.занятие

Груп.занятие

 

Инд.занятие

6 урок

12.45-13.30

Консультация

Инд.занятие

 

Инд.занятие

7 урок

13.40-14.25

Инд.занятие

 

 

Консультация

 

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.

Основная задача в коррекционно-развивающей работе – это создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Основные принципы – единства диагностики и коррекции развития, комплексность и системность.

Цель логопедического сопровождения – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления работы:

*диагностика;

*коррекционно-развивающая деятельность;

*консультация;

*методическая помощь родителям и учителям.

Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:

  • логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи обучающихся 1классы – беседа; 2-4 классы – диктант);
  • групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
  • мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;
  • диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.

На основании диагностических данных составляется комплексная программа сопровождения, направленная на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие:

  • фонематических процессов;
  • звукопроизношения;
  • лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);
  • чтения и письма;
  • моторики.

В процессе занятий применяются здоровьесберегающие технологии- проводятся физминутки, направленные на расширение сенсомоторного репертуара, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

 

Одной из основных задач комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления. Логопедическая коррекция фонетического, лексического и грамматического компонентов речи проводится дифференцированно, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Формирование у ребенка с нарушенным слухом потребности в речевом общении с взрослыми и сверстниками является основным условием его полноценного развития.

При детском церебральном параличе (ДЦП) логопедическая коррекция дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Основными задачами логопедической работы при ДЦП являются: развитие ощущений артикуляционных поз и движений; преодоление и предупреждение оральной диспраксии; развитие общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Спецификой логопедической коррекции является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

  • Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
  • Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Логопедическая коррекция является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В процессе дифференцированной логопедической реабилитации специальными методами и приемами устраняются расстройства речевой функции, восстанавливается коммуникативная функция речи, что способствует процессу социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.


План работы учителя логопеда (pdf)

Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда (pdf)

Профилактика трудностей при обучении чтению (pdf)